

Ми-24 — военный ударный вертолет, получивший интересное, не свойственное вертолету, прозвище «Крокодил» пожалуй из-за некого визуального сходства.
Вертолеты в мировой авиации играют значительную роль, не уступают самолетам и вносят колоссальный вклад, ежедневно выполняют важные, ответственные полеты и задания, летают на благо людей и государств. Ми-24 широко известный в мире боевой вертолет, стоит на вооружении многих стран и в том числе Украины.
История вертолета началась в далеком 1968 году с начала разработки боевой машины в ОКБ Миля, разработавшая в примерно этот же период легендарный во все времена вертолет Ми-8. В кратчайшие по авиационным меркам сроки, менее чем через 3 года, был представлен не просто прототип вертолета, а уже в 1971 вертолет был поставлен на конвейер, началась сборка машины. Сократить сроки проектирования вертолета и дальнейшего его производства, поспособствовало применение и установка ряда компонентов и узлов, в том числе двигателя от широко известных Ми-8 и вертолета-амфибия Ми-14.
Остановимся на технических характеристиках и конструктивных особенностях вертолета Ми-24. Изначально опытная машина проектировалась и изготавливалась с общепринятой, как в гражданских вертолетах, кабиной с поперечным размещением пилотов известное, как «веранда», то есть рядом друг с другом. Для улучшения летно-технических характеристик в 1970 году была изменена конструкция кабины, размещение пилота и оператора стало продольным, один за другим. Она герметична с внутренним избыточным давлением, для избегания попадания радиоактивных или зараженных компонентов и частиц, а так же установлена система кондиционирования. Место пилота расположено выше, чем оператора, для удобства. Кабина пилота, кресло пилота, лобовые стекла бронированные с подогревом, а также капоты двигателей оснащены броне пластинами.
Центральная часть вертолета предназначена для транспортировки 8 десантников, либо используется для перевозки груза весом не более 1500 кг. Так же здесь располагается бортовой техник. На внешних подвесах вертолет может нести до 2400 кг. Стандартный вес топлива 2100 л, а общий взлетный вес составляет 11500 кг, при весе пустого вертолета 8650.
Для улучшения стабильности вертолета во время полета на скоростях более 200 км/ч, кроме видоизмененной кабины, было установлено крыло площадью 6.75 метров квадратных с отрицательным наклоном V — 12 градусов. Такая конструкция крыла способно увеличивать подъемную силу на 20-30% , а соответственно уменьшать нагрузку на несущий винт и двигатель на скорости. Более того, вертикальные пилоны крыла служат местом для крепления вооружения и подвесов для ракет, бомб.
В зависимости от модификации и года выпуска, несет на себе стрелково-пушечное вооружение, управляемое ракетное, неуправляемое ракетное, ракеты класса воздух-воздух, а так же бомбы или кассеты весом до 500 кг. Вертолет комплектуется различными тактико-техническими средствами ведения боя, противодействия и защиты в широком спектре возможностей.
Крейсерская скорость вертолета 250 км/ч, а максимальная 335 км/ч. Разгоняет вертолет в основном пара двигателей ТВ3-117ВМА производимых в городе Запорожье. Взлетная мощность может варьироваться от 2200-2500 лошадиных сил, в полетном режиме 1900-2200 л/с.
Основная задача штурмовика — это прикрытие пехоты, высадка десанта, ведение боя с наземными и воздушными целями, такими как танки, бтр, вертолеты и различного рода самолеты.
По информации из открытых источников на 2019 год в Украине насчитывалось 119 боевых машин. По данным на 2021 год 24-ый является втором по распространенности вертолетом в мире после McDonnell Douglas AH-64 Apache. Вертолет Ми-24 на сегодняшний день стоит на вооружении украинской армии.
Кто бы мог подумать, очень интересен тот факт, что Крокодил, Апач и многие другие такие машины, разработанные в далеких семидесятых годах продолжают нести боевое дежурство и по сей день, в наше время.


Вертолет Eurocopter 130
